Архив » October, 2008 «

Сущность научной организации труда (НОТ)

Организовать — значит создать некую структуру, систему из множества имеющихся элементов. Это касается и элементов трудовой деятельности, к которым относятся:
• предмет труда;
• средства труда;
• способ воздействия на предмет труда, или технология деятельности;
• информация, необходимая для осуществления трудовой деятельности;
• сам труд, как целесообразная деятельность работника.
Структурирование, создание определенной эффективно функционирующей системы из всех элементов трудовой деятельности позволяет добиться работнику, группе работников, организации (предприятию) и обществу в целом гораздо лучших результатов, чем можно было бы их достичь без должной организации. Именно с осознания этого положения в свое время началась промышленная революция. И с тех пор организация трудовой деятельности остается в центре внимания управленческой деятельности. Весь ход исторического развития, прежде всего, стран с развитыми социально-рыночными отношениями свидетельствует, что необходимым условием социально-экономического прогресса общества, успешного функционирования отдельных хозяйствующих субъектов является более полное и умелое использование «четвертого фактора производства» — организационного потенциала, в том числе организации труда, что возможно только на основе его нормирования. А.К. Гастев, один из основоположников отечественной теории и практики научной организации труда, писал: «Нормировать — это значит искать наиболее выгодную организацию труда».

Полная новость

Принцыпы менеджмента в организации труда Тейлора, Вебера и Файоля

Основой реализации своих постулатов тейлоризм считал «урочный принцип» выполнения работы, нормальные условия, высокую оплату за успешную работу и «убыточность» исполнителя в случае ее невыполнения. Заменив административно-линейный тип организации на функциональный, тейлоризм одновременно утверждал необходимость изъятия «умственной деятельности» от конкретных рядовых исполнителей.
Г. Эмерсон, резко критикуя тейлоризм как «волчью» ложную организацию, рекомендовал «перевернуть вниз головой административный цикл», т.е. строить организацию снизу вверх, и при этом использовать другие принципы:

• отчетливо поставленные цели (или идеалы), «вдохновляющие организацию»;
• здравый смысл (здравые идеалы, проводимые в жизнь);
• дисциплина как подчинение и соблюдение всех других принципов;
• справедливое отношение к персоналу;
• учет;
• диспетчирование, включая в частности и вознаграждение.

Полная новость